В практике подбора кадров, несмотря на появление различных испытаний, тестов, анкет и делового моделирования, самым распространенным методом остается собеседование.
К сожалению, диалог между соискателем и кадровым работником как таковой еще не гарантирует взаимопонимания. Это связано с тем, что специалисты по подбору кадров могут быть субъективны. Они оценивают претендентов на вакантные места, основываясь на первом впечатлении. Все, что говорится в остальной части собеседования, абсолютно не учитывается. Другая проблема состоит в том, что очередной кандидат сравнивается с предыдущим. И если последний выглядел плохо, то следующий «средненький» кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Бывает и так, что сотрудники, проводящие интервью, дают более благоприятную оценку тем кандидатам, чьи внешний вид, социальное положение, возраст и манеры в большей мере напоминают их собственные.
Существуют и другие проблемы повышения эффективности собеседования. Связаны они с содержательной частью диалога. Отечественные ученые, И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, сформулировали так называемые «постулаты нормального общения». По их мнению, использование в общении с другим человеком ниже перечисленных принципов может повысить уровень взаимопонимания:
- о тождестве (партнеры в течение разговора должны исходить из одних и тех же понятий и представлений);
- об общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом);
- об информативности (сообщения должны представлять интерес для собеседника, а не быть общеизвестными);
- о неполноте описания (сообщение с полным описанием чего-либо противоречит нормальному общению, так как из него невозможно вычленить значимую информацию, «краткость - сестра таланта»);
- о детерминизме (причинно-следственная связь событий, явлений);
- о способности прогнозировать будущее (каждый собеседник должен уметь строить несложные предсказания);
- об истинности (необходимо соответствие между словами и действиями, словами и внешним миром);
- о семантической связности (собеседники должны придерживаться общей тематики разговора).